Выдержка из программы непосредственно для сессии.
5. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ.
5.1 Русское средневековое искусство.
Истоки древнего русского искусства. Искусство Киевской Руси. Вторая половина IX - начало XII в. Монументализм культовой архитектуры. Десятинная церковь, Софийский собор и Золотые ворота в Киеве. Спасский собор в Чернигове, Софийский собор в Полоцке. Софийский, Николо-Дворищенский, Рождественский Антониева монастыря и Георгиевский Юрьева монастыря, соборы в Новгороде. Начальный период раздробленности Руси. (сер.XII-нач.XIIIв.). Раздробленность и ее влияние на характер и содержание русского искусства. Появление галицкой, новгородской, полоцкой, владимирской и других архитектурных школ. Складывание общерусского типа культовых зданий. Церкви Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске, Пятницы в Чернигове и Новгороде, Василия в Овруче. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Архитектурные памятники середины XII в. в Кидекше и Переяславле-Залеском. Успенский собор во Владимире. Боголюбовский замок и церковь Покрова на Нерли. Рождественский собор в Суздале. Димитровский собор во Владимире. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Монументальная живопись в Успенском и Димитровском соборах во Владимире. Иконопись ("Богоматерь Боголюбская", "Димитрий Солунский", "Спас Златые власы" и др.). Конец 30-х годов XIII в. – сер. XIV в. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Возвышение Москвы и ее художественная культура. Перестройка Московского Кремля в период правления Ивана Калиты (белокаменные Успенский и Архангельский соборы, церкви Спаса на Бору Иоанна Лествичника; дубовая городская крепость). Формирование московской школы живописи (иконы "Борис и Глеб", "Никола с житием", "Спас Оплечный", "Спас Ярое Око" и др.). Расцвет регионального искусства. Вторая половина XIV - первая треть XV вв. Складывание основы русской народности. Раннемосковская архитектура и ее вклад в формирование общерусского типа культовых зданий. Новгородские фрески (церкви Спаса на Ковалеве, Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле). Феофан Грек и фрески Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева и художников его круга. Монументальная живопись Москвы. Фрески Успенских соборов на Городке в Звенигороде и во Владимире, соборов Спасо-Андроникова и Рождественского Саввино-Сторожевского монастырей. Иконы московской школы. Звенигородский чин. Создание так называемого "высокого иконостаса" (иконостасы Благовещенского собора Троице-Сергиева монастыря, "Васильевский"). "Троица" Андрея Рублева.Искусство периода образования единого Российского государства. Середина XV - начало XVI в. Объединение русских земель в единое независимое государство и завершение процесса формирования культуры русской народности. Ремонтно-реставрационные работы в Московском Кремле. Идейно-политические, градостроительные и архитектурные задачи кремлевских зодчих. Традиционное сотрудничество русских и итальянских мастеров и его результаты. Успенский собор Аристотеля Фьораванти и его влияние на становление городского собора особого типа. Постройки Соборной площади, их место в ансамбле. Объемно-пространственная структура оборонительных сооружений в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах. Развитие общерусского типа культовой постройки (соборы Рождественского Ферапонтова и Рождественского московского монастырей). Дионисий и его влияние на художественную культуру Москвы конца XV - начала XVI в. Искусство России периода утверждения государственности. XVI - начало XVII в.
Развитие центрического типа храма. Шатровое зодчество и его эволюция (церкви Вознесения в Коломенском, Преображения в с. Остров, Рождества в с. Беседы, Богоявления в с. Красное и др.). Фрески Архангельского собора и Золотой палаты Московского Кремля. Икона "Благословенно воинство". Интерес к историческому повествованию и эволюция житийных икон. Пейзажные и архитектурные фоны в иконах. Миниатюры лицевых житий (Житие Сергия Радонежского. "Годуновская" (роспись церкви Преображения в Вяземах; иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря; "годуновские" Псалтыри и др.) и "строгановская" (произведения Прокопия Чирина, Истомы Савина и его сыновей и др.) школы как основные направления в изобразительном искусстве конца XVI - начала XVII в. Искусство России на пороге Нового времени. XVII столетие - время коренных социально-экономических и культурных преобразований. Расцвет деревянной архитектуры. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Расширение каменного гражданского строительства и его ориентация на народное зодчество (палаты Аверкия Кириллова, палаты Волкова, "Теремок" Крутицкого подворья, Сухарева башня в Москве). Каменно-деревянные постройки (палаты Поганкиных в Пскове). Культовая архитектура. Усиление ее декоративности, включение ордерных элементов. Церковь Троицы в Никитниках. Шатровые храмы ("Дивная" церковь в Угличе, церковь Покрова в Медведкове, церковь Рождества в Путинках).
Мероприятия по регулированию характера культового зодчества. Закон "освященного пятиглавия". Архитектурная деятельность патриарха Никона (Ново-Иерусалимский монастырь). Местные особенности архитектуры. Ярославль (ансамбль в Коровниках, церковь Ильи Пророка, храм иоанна Предтечи в Толчкове). Поиски новых архитектурных решений в конце XVII в. "Нарышкинский стиль" (церкви Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Троицы в Лыкове) "Строгановская" школа архитектуры (Введенский собор в Сольвычегодске, церковь Рождества в Нижнем Новгороде и др.). Развитие традиций "годуновской" живописи (иконостас церкви Ризположения в Московском Кремле) и "строгановской" школы в первой половине XVII в. Местные художественные центры Поволжья (Кострома, Ярославль). Деятельность иконного цеха Оружейной палаты в Москве. Роспись кремлевского Успенского собора. Особенности росписи церкви Троицы в Никитниках. Фрески церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Борьба идейно-эстетических воззрений в русском искусстве второй половины XVII в. "Слово к люботщателем иконного писания" Симона Ушакова. "Записка" Симеона Полоцкого. "Послание некоего изуграфа"Иосифа Владимирова. Станковая живопись (Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин, Никита Павловец, Семен Спиридонов и др.). "Живописное" направление в иконописи (Иван Салтанов, Иван Безмин, Василий Познанский). Эволюция книжной миниатюры ("Житие Антония Сийского", "Лекарство душевное", "Книга об избрании на царство", "Титулярник" и др.). Становление портрета. Парсуны М.В.Скопина-Шуйского, царя Феодора Иоанновича. Портреты царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, столника Г.П.Годунова и др.